Аутсорсинг — модное словцо (от англ. outsourcing: outside resourcing, означающее попросту использование внешних источников (сторонних организаций) в бизнес-процессах вместо использования в этих целях собственных работников. Аутсорсинг, в отличие от разовых услуг (например, бухгалтерский или аутсорсинг в области управления персоналом), предполагает длительное сотрудничество для удовлетворения повседневных потребностей. Нередко, но не всегда, аутсорсинг включает передачу работников и активов из одной фирмы в другую.

Аутсорсинг в сфере бухгалтерского учёта — это передача функции ведения бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии, как это ещё с 1999 года закреплено ч. 4 ст. 8 Закона Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине”.

Аутсорсинг бухгалтерии следует отличать от найма “приходящего” бухгалтера на условиях подряда. При такой форме сотрудничества исполнитель (аутсорсер) включается в бизнес-процесс клиента, оставаясь при этом независимым организационно и юридически. Бухгалтерский аутсорсинг предполагает, что у вас в принципе нет бухгалтерии как таковой, хотя некоторые обязанности, такие как:

  • приём и сдача выручки, повседневное документальное оформление продаж, например, работа с кассовым аппаратом
  • управление складом и денежными ресурсами
  • претензионная работа с должниками
  • оформление кадров
  • прочее деловодство, не имеющее прямого отношения к финансам,

как правило, распределены среди других служб.

Для малых и средних компаний в развитых странах иметь высококвалифицированного бухгалтера на постоянной работе довольно накладно, поэтому аутсорсинговая бухгалтерия там является нормой, поскольку обходится значительно дешевле. Аутсорсинговая бухгалтерская фирма, скажем, из десяти человек, может обслуживать до сотни малых предприятий и до тысячи частных лиц.

В Украине в последнее время аутсорсинговая форма бухгалтерского обслуживания становится все более популярной, в основном из-за критического недостатка в кадрах, а также благодаря развитию Интернет-технологий и электронного документооборота.

Современная схема аутсорсинга бухгалтерских услуг, как правило, состоит в совместной работе обслуживающей компании и клиента с бухгалтерскими базами в удаленном режиме. Компания-клиент вносит первичные данные (счета, накладные, платежные поручения) и предоставляет к ним доступ аутсорсинговой бухгалтерии, а специалисты последней сперва “причесывают” их: проверяют, корректируют и приводят ее к определенным стандартам, после чего на ее основании составляют отчеты (декларации), платежные ведомости, расчеты исковых сумм и тому подобные документы. Возможны и другие схемы работы: например, при небольшом объеме проводок (транзакций), физическая передача всех документов на бумажных носителях с последующей обработкой бухгалтерией, в отдельных случаях возможно сотрудники компании, предоставляющей услуги бухгалтерского аутсорсинга, постоянно находятся в компании заказчика, и подчиняются руководству заказчика (инсорсинг).

Согласно данным англоязычной Википедии, компании, в первую очередь идут на аутсорсинг, чтобы

  1. сократить периферические или «накладные» расходы бизнеса, высокие налоги, высокие затраты на энергию,
  2. обойти чрезмерное государственное регулирование, разрешения на производство и трудоустройство.

Стимулом для аутсорсинга также могут являться необычно высокие обязательные пособия, таких как медицинское, социальное обеспечение и неоправданно суровые правила охраны труда.

Подробнее о преимуществах бухгалтерского аутсорсинга.

В качестве угроз, которые могут возникать при использовании бухгалтерского аутсорсинга, следует назвать возможность утечки информации через персонал исполнителя, риск банкротства или прекращения деятельности обслуживающей компании и усложнение процедуры передачи дел в связи с этим, а также снижение оперативности обмена информацией в силу удаленного местонахождения. Однако все перечисленные недостатки, кроме последнего, в той или иной степени присущи и наемному персоналу.